ГлавнаяНовости Новокузнецка29.11.2016«Зимой дети там ходят в шортах»: как устроены школы в Англии

«Зимой дети там ходят в шортах»: как устроены школы в Англии

Мария Барабаш живёт в Лондоне уже 10 лет. Она – мама троих детей, редактор журнала «Мой ребёнок», путешественница и создатель информационного проекта «Отпуск по обмену домами». Люди со всего мира уступают своё жилье новым знакомым, а сами селятся в их доме или квартире.
Мария переехала в Англию после замужества, вместе с 10-летней дочерью Анастасией. Девочка после московской школы продолжила учёбу в Лондоне. Сейчас она перешла на второй курс университета. Её мама продолжает изучать особенности английского образования – в начальных классах учатся младшие дети. Матвею девять лет, Кате – семь, им предстоит пройти путь каждого англичанина – Primary school, Secondary school, A-Level, University.
«Газета Кемерова» узнала у Марии, чем российские школы отличаются от английских: почему здесь не учат буквы, зачем в 11 лет разделяют мальчиков и девочек и как можно поступить в вуз с оценками, которых пока не существует.

Частная или государственная?

В Англии большинство родителей задаётся этим вопросом. Частные школы – визитная карточка страны, многие из них могут похвастать многовековой историей. Распространено мнение, что они обеспечивают более высокий уровень знаний. Но обучение в частном учебном заведении обойдётся семье недёшево. Такие расходы могут себе позволить люди с достатком выше среднего.
Тем не менее родители готовы переплачивать. И причин тому несколько. Первая – традиции. Для англичан очень важно быть частью семейной истории. Многие выбирают ту же школу, что и другие члены семьи – отцы, деды, прадеды. Второй повод копить деньги на частную школу – это окружение.

Мария и её дети: Настя, Матвей и Катя
«Англичане считают, что именно хорошие связи помогут их ребёнку в будущем сделать карьеру и добиться успеха. И считают, что они создаются ещё в школе, а не в университете. Круг общения в частных школах, конечно, другой. Государственные учебные заведения принимают всех – за одной партой могут оказаться дети банкира и безработного. Жителей Лондона это почему-то напрягает», – делится наблюдениями Мария.
В классах частных школ может быть по 10 человек, а не по 30 (максимум обычной школы). Там лучше оснащение: есть свои поля для занятий спортом, конюшни и концертные залы. Но хорошее образование можно получить и в государственном учебном заведении. Шансы при поступлении в вуз у детей одинаковы.
Дети семьи Барабаш ходят в обычную школу. Как и в России, там многое зависит от директора. Именно он подбирает педагогический коллектив, благодаря которому школа становится сильной.

Всё, как у взрослых

В Англии дети начинают ходить в школу намного раньше, чем в России. С трёх лет малыши отправляются в детский сад при школе, в котором проводят три часа в день. В четыре года родители отдают их в подготовительный класс – pre-preparatory school, там они проводят год.
«Меня, как российскую маму, эта система вначале удивляла. С четырёх до пяти лет детей учат азам чтения, письма, счёта. Примерно как в последние два года обучения в российском детском саду. Но в Англии дети уже становятся учениками в таком нежном возрасте. Занятия начинаются с 9:00 и заканчиваются около 15:00, ребята обязаны носить школьную униформу, их приучают к дисциплине», – рассказывает Мария Барабаш.
Особенности возраста английские педагоги всё же учитывают. Большинство уроков на первой ступени проходят в форме игры. Дети не сидят за партами и не слушают учителя часами. В течение урока малыши могут сидеть, лежать или даже пройтись по классу – это не запрещено.

Матвей в начальной школе
Часто дети выполняют задания в небольших группах по 10 человек. В первые годы обучения школа особенное внимание уделяет психологическому комфорту детей, учит их общаться, работать в команде, дружить. Иногда весь класс обсуждает тему с учителем, уютно расположившись на подушках или ковриках. С раннего возраста малыши выражают своё мнение, размышляют.
«Жаль, что у детей не остаётся детства. Малыши много учатся в том возрасте, когда они должны много играть – без контроля взрослых, свободно, по-фантазёрски. Как мы когда-то – по деревьям лазали, голубей гоняли. Но это проблема не только Лондона, но и Москвы. Детей готовят к школе, возят на английский и танцы, не пускают одних во двор – опасно, такое время… Раннее интеллектуальное развитие в ущерб эмоциональному и творческому», – сетует Мария.
Нравится российской маме, что в Англии многие люди занимаются спортом. И приучают к этому своих детей едва ли не с пелёнок. Чаще всего занятия проходят на открытом воздухе. Популярны в Лондоне футбол, регби, гольф, крикет, конный спорт.

Спортивный день
«Субботним утром выглянешь на улицу: папы идут со своими сыновьями и дочерями на тренировку, совершают пробежки. Это замечательно! Физические нагрузки, общение, свежий воздух. Семейный отдых не отменяют зимой или, скажем, в дождь. Все одеваются легко, несмотря на погоду. Дети возвращаются грязные, но счастливые. Кстати, все они очень закалённые. Большую часть года школьники одеваются легко, зимой выйти на улицу в шортах – совершенно нормально», – рассказывает собеседница «Газеты Кемерова».

Без слогов и прописей

С пяти-шести лет ученики поступают в primary school, или начальную школу. Здесь они постигают основные предметы. Это языки, математика, история, наука – основы физики, химии и биологии; а также физкультура и музыка. Предметы примерно те же, что и в России, но преподают их по-другому.
«В начальной школе обучение более интерактивно. Учитель здесь – не «говорящая голова», которой весь класс должен внимать на протяжении академического часа. Англичане учли, что все дети разные: аудиалы, визуалы, кинестетики. Если всем одинаково давать информацию в виде лекции, то часть класса её просто не воспримет, – говорит Мария. – Ребёнок должен получить знания из разных каналов, причём часть информации найти самостоятельно. Поэтому так распространена проектная работа. Например, дети изучают устройство вулкана. Они смотрят фильм, обсуждают его с учителем, дома читают книги, исследуют материалы в Сети вместе с родителями. А потом делают макет вулкана – из папье-маше, пластилина, чего угодно. Готовят мини-презентацию и показывают всему классу».

После футбола (слева) и первый учебный день Кати (справа)
В начальных школах Англии задают гораздо меньше домашней работы. Домой дети приносят только проекты: что-то нужно нарисовать, вылепить, изучить самостоятельно. А ещё – каждый день нужно практиковаться в чтении. Методика обучения сильно отличается от российской. Здесь читают целыми словами и фразами, минуя отдельные буквы и слоги.
«В первый учебный год каждый ребёнок получает книгу с первым уровнем. Там яркие картинки и под ними – одно или два слова. Малыши учатся сразу же их распознавать. Учитель читает книгу вместе с ними, дома это делают родители. И обязательно оставляют пометки в дневнике: что прочли, какие слова новые изучил ребёнок. Педагоги следят, чтобы семья была вовлечена – если дома не занимались, могут пригласить на беседу, – объясняет Мария Барабаш. – Когда ученик проходит уровень, прочитывает несколько таких книг и ему становится легко, педагог переводит его на следующий. Сложность растёт постепенно, логичными этапами – ребёнок поднимается на ступень выше без потрясений. Удивительно, но этот метод очень эффективен. Дети начинают читать сразу словами – я это прошла с двумя младшими детьми».
Книги выдают в школе, их изучают на протяжении года – нужно пройти с первого по пятнадцатый уровень. Кстати, родителям не приходится тратить деньги на канцелярию. Ученики идут на уроки с плоской папкой, в которой лежат пара листков бумаги с домашним заданием и томик для чтения.

Катя на Рождественском спектакле
Учитель отслеживает прогресс каждого ребёнка индивидуально. Поэтому спустя пару лет в одном классе могут оказаться ученики на пятом уровне чтения и на 12-м. Детей в Англии не усредняют. Но есть другой минус – их разделяют по способностям и успеваемости.
«Англичане не очень любят в этом признаваться. В классе отделяют успешных учеников от остальных. Детей с хорошей успеваемостью отсаживают за отдельный стол, дают им более сложные задания. Домашняя работа у них отличается от той, что выполняют остальные. Если ребёнок вырвался вперёд, зачем ему ждать, пока материал усвоят другие – он может самостоятельно двигаться дальше», – рассказывает Мария.

Мальчики – налево, девочки…

В 11-12 лет дети традиционно переходят в среднюю школу, или secondary school. В первые годы ребёнок изучает огромное количество предметов. К уже знакомым добавляются география, экономика, история, литература. В 14 лет несколько дисциплин ученик может отбросить, сосредоточив внимание на главном. Около пяти дисциплин нужно будет сдать экзаменом, чтобы перейти в старшие классы. Среди них традиционно – математика, английский язык и иностранный, литература, наука.
Отличительная черта средней школы в Англии – зачастую мальчики и девочки учатся отдельно. У многовековой практики есть сторонники и противники, но она всё ещё популярна. Педагоги убеждены: такой формат обучения улучшает академическую успеваемость. Девочки развиваются быстрее мальчиков, поэтому не стоит их смешивать – пусть учатся вровень. У детей разного пола отличаются критерии успеха. Они становятся более самостоятельными и организованными, когда учатся делать всё сами, а не делить работу на «мужскую» и «женскую».
Мария Барабаш раздельное обучение до конца так и не приняла. Её беспокоит, что дети не учатся находить общий язык со сверстниками противоположного пола.

«Я могу согласиться, что порознь дети лучше усваивают материал. Но не считаю, что детям необходима только академическая успеваемость. В наше время важно уметь общаться, понимать друг друга, в том числе и людей другого пола. Это одно из слагаемых успеха в жизни. Какой-нибудь двоечник, который умеет налаживать контакты с людьми, в жизни добьётся большего, чем продвинутый ботаник, который много знает, но теряется в коллективе или стесняется девочек. Но традиции сложно поменять, поэтому раздельное обучение – данность для Англии. К счастью, во многих школах детей снова «смешивают» в старших классах», – делится Мария.
Детей в английских школах учат терпимости и милосердию. Ученики с ограниченными возможностями здоровья занимаются в классах вместе с другими детьми и чувствуют себя комфортно. Одноклассники во всём их поддерживают.
«В нашей школе учится несколько детей с синдромом Дауна, они успешны, у них есть друзья. Есть ученики с ограниченными возможностями движения, с ребятами на инвалидных колясках постоянно находится супервизор. Другие ученики учатся принимать различия между людьми, помогать. Толерантность в Англии намного выше. Слышала истории от друзей об особенных семьях. Например, у ребёнка две мамы – и никого это не удивляет, семью воспринимают нормально, никто гадостей не говорит», – рассказывает Мария.
В лондонской школе создают условия, в которых будет приятно учиться всем. Ребёнок из любой точки мира будет здесь принят с радушием. Об этом говорит даже обеденное меню. Ученики могут выбрать рыбу, говядину (свинину не подают – много детей-мусульман), блюда с карри, вегетарианскую пищу.


Два года до приключений

С 16 до 18 лет школьники получают сертификат A-Level или его международный аналог IB (International Baccalaureate). Два года они готовятся к поступлению в университет. Из внушительного списка дисциплин средней школы ученики выбирают только четыре. Причём через год их число можно сократить до трёх – по этим предметам сдают выпускной экзамен.
«Это может быть очень странный набор для нас, россиян, – рассказывает Мария. – Например, экономика, математика и французский. Дети выбирают предметы сами, исходя из того, куда хотят поступать. Плюс этой системы – подросток глубоко и серьёзно изучает каждый из предметов, минус – у него меньше возможностей для выбора курса в вузе. Если к 18 годам он вдруг понял, что ошибся и хочет другого, ему сложно будет поступить куда-то ещё».
В последний год обучения дети ездят по университетам Англии и выбирают, куда бы они хотели поступить. Осенью во всех высших учебных заведениях проходят дни открытых дверей. После них школьники подают документы на поступление сразу в пять мест.

«Зимой через единую электронную систему будущие студенты оформляют заявку, публикуют эссе и самопрезентацию. Школа же посылает в пять вузов предполагаемые оценки абитуриента – ещё до экзамена, на основе данных об успеваемости. В январе университеты изучают эту информацию и делают ребёнку предложение у них учиться, если он им подходит. Если оценка на экзамене соответствует предварительному баллу, то ты уже поступил! Не повезло? Тогда придётся пропускать год и начинать сначала. Или же попытаться заскочить в последний вагон – в конце лета вузы сообщают о местах, которые остались после вступительной кампании, и могут добрать студента, которому не хватало баллов», – объясняет Мария.
После поступления дети отправляются в поездку. Университеты готовы год держать место для будущего студента, пока он смотрит Англию или даже весь мир, работает, разбирается в себе. Что ещё нужно перед началом взрослой жизни? Дочь Марии Настя как раз сейчас в отъезде, но она отправилась на поиски новых впечатлений уже после первого курса. Мама её понимает, потому что сама любит путешествия и открыта переменам.

Источник: gazeta.a42.ru

Другие новости Новокузнецка и Кемеровской области.

Кемеровчанам разрешили рыбачить на Красном озере 29.11.2016

Дефицит бюджета Кузбасса в 2017 году составит 8,8 миллиарда рублей 29.11.2016

Шесть человек из 81-го выжили при крушении самолёта в Колумбии 29.11.2016

В Кузбассе в черте города поезд насмерть сбил женщину 29.11.2016

В Омске появятся антикризисные презервативы 29.11.2016

Открытый турнир «Снежный барс» 29.11.2016

войти в личный кабинет

E-mail:

Пароль:

ЗапомнитьЗабыли пароль?

Добавить вакансию  Добавить резюме