ГлавнаяНовости Новокузнецка23.12.2016Никас Сафронов: «Я бы забрал больше половины своих картин и просто сжёг»

Никас Сафронов: «Я бы забрал больше половины своих картин и просто сжёг»

Его имя часто мелькает в заголовках жёлтых газет и светских хроник, он нередко эпатирует публику, путает Капитолий с Белым домом, а Ван Гога – с Гогеном, но отрицать то, что Никас Сафронов – один из самых известных и востребованных художников России, абсолютно бессмысленно. Это подтверждают как многочисленные регалии мастера кисти, так и стоимость его картин, которая иногда достигает астрономических масштабов.
22 декабря в областном музее ИЗО открылась выставка Сафронова «Избранное», на которой он присутствовал лично. О том, зачем переписывать свои картины, почему богатые люди – самые несчастные и для чего Эрмитажу дохлые кошки, – в размышлениях российского художника.

О вдохновении и направлении DreamVision

– Мой любимый итальянский город – это Венеция. Кстати, север страны отказался от санкций, и в честь этого они выбрали меня и попросили сделать в апреле выставку. Произошла переписка с главой этого региона, и это моя первая выставка в Венеции. Именно там я открыл стиль DreamVision.
Я всегда приезжал в Венецию утром, где-то часов в пять-шесть, и стоял туман. В этой дымке город выглядел необыкновенно красивым, без людей. И я решил попробовать хоть как-то воспроизвести этот туман, но нешаблонным образом, а создать некоторое творческое сложное искусство. Благодаря таким экспериментам появился DreamVision – сон, который ты помнишь минут 15 после пробуждения и 15 минут до того, как проснулся. Вот эти получасовые впечатления отражаются в моих картинах. Они будут представлены на выставке, поэтому для меня Италия, как и для любого художника, это вдохновение. И в каждом маленьком городе, будь то Веронезе или Караваджо, все – от Рафаэля до Микеланджело – создавали величайшие шедевры. Я там был, много путешествовал, набирался творческих сил.

О своей выставке и современном искусстве

– Возможно, моя выставка понравится не всем. Но могу сказать: она интереснее того, что сейчас происходит в искусстве. Сегодня перформансы, сегодня инсталляции, сегодня в Эрмитаже выставляют дохлых кошек на проволоке какого-то всемирно известного художника. Его спросили, зачем он это делает, на что он ответил, что, когда придут на дохлых кошек, возможно, захотят посмотреть и шедевры, которые висят в этих залах.
Я вижу, как сегодня меняются тенденции в искусстве, когда люди не парятся по поводу техники, просто идут на Красную площадь, прибивают свои гениталии к брусчатке и считают, что они тоже художники. Очень быстрый переход в хаотичные техники и направления. И поэтому общество устаёт от этого, а когда выставляется коллекция работ Айвазовского – в чём-то несовершенных и случайных, но понятных, – стоит очередь ни один месяц. Значит, люди тянутся к реализму, красоте, каким-то профессиональным творческим процессам.

Конечно, нужно разбираться в современных тенденциях. Часто они запутанные, часто они обманные, рассчитанные на шок и эпатаж. Но на это не надо обращать внимания, потому что нас часто вводят в заблуждение и говорят, что нам непонятно современное искусство, ведь мы мало соображаем. Это не так, потому что оно часто от лукавого. Искусство должно быть объяснимо для зрителя.
Кто-то говорит, что 300 рублей за вход – это дорого. Ну, знаете, с какой стороны посмотреть. Я вот зашёл в аэропорту выпил кофе – 700 рублей. Зашёл в кафешку рядом с консерваторией купить морковный сок – 850 рублей. Наверное, лучше сходить на выставку. Искусство надо посещать. Люди называются людьми именно тогда, когда они чувствуют искусство. Государство называется государством, когда есть культура. Человек должен всё время что-то открывать для себя новое, как только он перестают это делать, то становится животными. Нужно всё время обновляться и познавать. И не смотреть вот эту порнуху, которая предлагает нам дохлых кошек, а смотреть настоящее искусство классических и современных мастеров.

О переосмыслении картин

– Я недоволен работами, я бы их все переделал, дописал. Но они мои, и это нормальное желание для профессионального человека. В восьмидесятых годах я очень сильно изучал и увлекался кубизмом. Мне тогда казалось, что это потрясающе. Через некоторое время я смотрел на свои работы и думал: «Боже мой, ну нельзя эту краску с вот этой сочетать!».

Я бы сегодня, наверное, больше половины своих картин забрал бы, выкупил бы, вернул назад и просто сжёг бы. Но они уже живут своей жизнью, и ты ничего не можешь с этим сделать. Вообще, когда я пишу, то всегда недоволен. Однако проходит несколько лет, смотришь посторонним взглядом и думаешь, что, в принципе, работа неплохая. Посмотрите на Леонардо Да Винчи – у него 12 картин, и не все удачные. Какие-то ранние гениальные. Как у Микеланджело в юности, зато какие ужасные позже – короткая нога, рука кривая или маленькое лицо на большом теле. Значит, всё-таки не всегда даже у великих мастеров всё получается идеально. Поэтому возвращаешься и доделываешь.

О благотворительности и деньгах

– Кому сейчас легко? Всем приходится выживать. И мне в том числе. К сожалению, так устроен мир. Могу сказать, что был недавно в Париже – это ужас один! Это не Париж, а помойка, там валяются негры на замызганных улицах. Конечно, есть невероятная Эйфелева башня, иллюминация зданий. Но негры цепляются, просят что-то купить, у них по 20 детей, никто не работает, хулиганят. А в Германии что происходит с эмигрантами? Там тоже стали придерживаться своей демократии дурацкой. Я считаю, что хорошо там, где ты родился. И там, где и живёшь.
Мы ищем пути к лучшей жизни, но люди часто живут на сравнениях. У меня была яхта, а теперь её нет – вот так горе! Или я как-то пришёл к одному миллиардеру, он постоянно заказывал у меня портреты своих друзей. И он мне говорит: «Никас, я не могу тебе платить столько, сколько платил раньше. У меня было 17 миллиардов долларов, а сейчас только 7 миллиардов». Я говорю: «Тогда денег не надо». Мне даже стало жалко его.
Вообще самые несчастные люди – это богатые люди, у которых всё время цифры. Я сталкиваюсь с ними часто. Представляете, какие у них гены? Не спят, таблетки глотают. Со ста миллиардов у него 20 остаётся – это кошмар для них. Столько ресурсов было потрачено: спилено леса, добыто угля, перекачено нефти, а цифра изменилась в худшую сторону. И они страдают от этого.

Конечно, это всего лишь цифры, но мы не живём хуже, чем жили в советское, даже в царское время. Мы живём нормально. И я тоже выживаю, куда-то мотаюсь, работаю, пишу портреты. Раньше я зарабатывал в Москве, а сейчас езжу в Абу-Даби, в Бахрейн, на Чукотку, на Аляску. Где платят – там и работаю, что делать. Но всегда возвращаюсь в Россию и все эти деньги трачу тут.
Буквально недели полторы назад был аукцион «Открыть сердце», по-моему, который вёл Ургант. И все покупали какие-то лоты: часы, путёвки, что-то ещё. И не хватало до 500 тысяч долларов 22 тысячи. Я сказал: «Вот вам, пожалуйста!». И на следующий день отправил эти деньги. Всё равно приходится участвовать в социальной жизни, это нормально. Недавно Чулпан Хаматова продала свой портрет за 51 тысячу долларов на аукционе в каком-то городе. Получается, здесь я тоже помог, но уже своей работой, своим искусством. Не так давно ко мне обратился священник с просьбой помочь достроить храм, я не смог ему отказать. Я делюсь всем заработанным. Ну и живу нормально, не шикую, ничего своевольного себе не позволяю, но считаю, что заработанные деньги надо отдавать стране, которая тебя воспитала и дала образование.

Источник: gazeta.a42.ru

Другие новости Новокузнецка и Кемеровской области.

82% украинцев недовольны Порошенко 23.12.2016

Футболистки из Кузбасса попали в российскую молодёжную сборную 23.12.2016

Президент России: «Предпосылки к новой гонке вооружений уже были созданы» 23.12.2016

1 января в Кемерове маршрутки будут ходить до четырёх часов утра 23.12.2016

В Кузбассе временно изменили расписание междугородных и межрегиональных маршрутов 23.12.2016

Владимир Путин ответил на вопрос о досрочных выборах президента России 23.12.2016

войти в личный кабинет

E-mail:

Пароль:

ЗапомнитьЗабыли пароль?

Добавить вакансию  Добавить резюме